murmele ([info]murmele) wrote,
@ 2009-06-16 01:02:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
о ботанике
Как-то мы с родителями были зимой в Израиле, где все об эту пору цвело пышным цветом. Почему-то нам с мамой хотелось знать, как называется вот это, которое цветет, а принимавшей стороне -- маминому брату с женой, недавно переехавшим из Сочи, -- никогда и в голову не приходило поинтересоваться. Вообще я не понимаю, как можно даже не спросить не разу, что это тут цветет цветами величиной с блюдце, но в Сочи местные тоже относятся к этому с патрицианским презрением. Цветет себе и цветет, какая нам разница?..

В общем, мы тогда общими усилиями совершили революцию в ботанике, разработав великолепную в своей компактности и очевидности систематику цветущих растений.

Согласно ей, все растения, на которых имеют место красивые цветы, делятся на крокусы и гибискусы. Крокус -- это цветок, торчащий из земли на мягком зеленом стебельке; гибискус -- цветок, растущий на кусте (ну, знаете, деревянные разветвленные э-э веточки) или даже дереве. Размер не имеет значения. Подсолнух, например, это неоспоримый крокус, а карликовая азалия в горшочке емкостью один стакан -- гибискус.

(Дисклеймер: на самом деле крокусы и гибискусы это вполне определенные растения. Тем не менее крокус, как вы можете убедиться, неоспоримо является крокусом, а гибискус -- гибискусом.)

Мы и сейчас иногда с мамой развлекаемся этой систематикой. Мама вообще любительница таксонометрии: я всю свою жизнь слышу, как она едва ли не в первый день знакомства поставила отца-таежника в тупик вопросом, является ли северный олень скорее козой или скорее коровой. (По-моему, точно коровой. Отец же от самой постановки вопроса несколько зверел.) Но все эти шалости с цветочками меркнут перед плодово-ягодной проблемой.

Все уже, кажется, знают, что арбуз -- ягода. При этом никто не возмущается, что, скажем, капуста это овощ, а абрикос -- фрукт: понятно, что оппозиция овоща и фрукта лежит в чисто кулинарном семантическом поле. Я бы формализовала ее так: овощи на зиму солят, а из фруктов варят варенье. Никто не заморачивается тем, что капуста это вообще грубо говоря пучок листьев, а абрикос, если не ошибаюсь, простая костянка. Но арбуз -- не-ет! При попытке загнать арбуз в кулинарную двоичную систему обязательно выдвигается убойный довод: арбуз -- ягода!

А помидор, простите, что?..

В качестве доказательства невозможности отнести арбуз к фруктам [info]kizune заявила, что бывают соленые арбузы. Ну это же извращение, ответила я, вон и варенье из зеленых помидоров тоже бывает. Вот, обрадовалась [info]kizune, ягоды -- они такие!

В общем, крыша едет от всей этой ботаники. И самое главное -- не задумываться на ночь глядя о том, что ближайший родственник абрикоса, миндаль, это вообще ОРЕХ.



(70 comments) - (Post a new comment)


[info]vidrik
2009-06-15 09:40 pm UTC (link)
Так и абрикос в некотором роде миндаль. Люблю его кости есть.

У нас в универе в одном кабинете было написано на парте: "Знайте все наверняка: огурец - брат кабачка!".

Главное, чтобы не щетинкочелюстные.

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-15 09:43 pm UTC (link)
Щетинкочелюстные это что?
А когда я впервые (ну, собственно единственный раз в жизни) увидела миндаль прямо с дерева, то была просто поражена: совершенно нормальный абрикос, просто изменивший систему ценностей. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vidrik, 2009-06-15 09:48 pm UTC
(no subject) - [info]murmele, 2009-06-15 09:53 pm UTC
(no subject) - [info]vidrik, 2009-06-15 10:53 pm UTC
(no subject) - [info]peggy_s, 2009-06-16 12:35 pm UTC
(no subject) - [info]vidrik, 2009-06-16 01:12 pm UTC

[info]kizune
2009-06-15 09:42 pm UTC (link)
Задумалась вот о чём: капуста же по природе своей цветок - так? А ты видела когда-нибудь ягоды капусты? Ну, или орехи капусты. Или даже стручки. В общем, плоды. После цветов должны же быть плоды...

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-15 09:44 pm UTC (link)
Есть у нее плоды. Маленькие такие плоские клочки чего-то вроде кальки с совсем уж махоньким семечком посередине. Нормальное крестоцветное...

(Reply to this) (Parent)


[info]murmele
2009-06-15 09:45 pm UTC (link)
Или погоди, ты про что? Капуста как таковая ни в коем случае не цветок, это именно пучок листьев. Цветет она метелкой мелких желтеньких цветочков.

(Reply to this) (Parent)


[info]vidrik
2009-06-15 09:48 pm UTC (link)
Плоды капусты как раз стручки, но капуста цветет на второй год, а ее на второй год никто не оставляет обычно, хы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]murmele, 2009-06-15 09:55 pm UTC
(no subject) - [info]vidrik, 2009-06-15 10:51 pm UTC

[info]test_na_trzvst
2009-06-15 09:59 pm UTC (link)
так младенцы же!!!! маленькая ты, что ли, не знаешь, кто ягоды капусты?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kizune, 2009-06-16 07:21 am UTC
(no subject) - [info]test_na_trzvst, 2009-06-16 07:37 am UTC
(no subject) - [info]murmele, 2009-06-16 09:48 am UTC
(no subject) - [info]test_na_trzvst, 2009-06-16 10:53 pm UTC

[info]andrzejn
2009-06-16 05:31 am UTC (link)
Нас на ботанике учили, что капуста по природе своей - почка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kizune, 2009-06-16 07:28 am UTC
(no subject) - [info]test_na_trzvst, 2009-06-16 07:35 am UTC
(no subject) - [info]kizune, 2009-06-16 07:30 am UTC
(no subject) - [info]andrzejn, 2009-06-16 07:35 am UTC

[info]alypa
2009-06-15 09:52 pm UTC (link)
меня убило сообщение о том, что земляника - это орех по сути, тоже заводила арбузную тему у себя год назад и получила такой коммент:)

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-15 09:54 pm UTC (link)
Почему орех? У нее же много таких маленьких косточек...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]alypa, 2009-06-15 10:03 pm UTC
(no subject) - [info]vidrik, 2009-06-15 10:53 pm UTC
(no subject) - [info]alypa, 2009-06-16 04:05 pm UTC

[info]diksi
2009-06-15 11:37 pm UTC (link)
не, земляника это разросшееся цветоложе на котором держатся плоды, которые действительно орехи, точнее орешки, потому как с ботанической точки зрения это не одно и тоже.
А вот плод арбуза никакая не ягода, а вовсе даже тыквина

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]alypa, 2009-06-16 03:57 pm UTC

[info]test_na_trzvst
2009-06-15 10:16 pm UTC (link)
ещё тыква фрукт, из неё тоже варят варенье.
а огурцы делают в меду.

(Reply to this) (Thread)


[info]gellada
2009-06-16 04:15 am UTC (link)
И кабачок фрукт тогда, а также морковь!!!
Из них тоже варенье варят :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]test_na_trzvst, 2009-06-16 07:50 am UTC
(no subject) - [info]gellada, 2009-06-16 08:07 am UTC
(no subject) - [info]test_na_trzvst, 2009-06-16 08:26 am UTC

[info]diksi
2009-06-15 11:28 pm UTC (link)
да... мы когда описывали флору для моего диплома были полнейшими ботаническими идиотами, а определителя у нас с собой не было, поэтому немногочисленные вид калмыцкой растительности значились как "колокольчики на бобах" или "фигня желтая". И это нам еще повезло, что там видов мало, в средней полосе или в тропиках каких удавились бы наверное.
А коза и корова с точки зрения таксономии это в значительной степени одно и тоже, и то и другое семейство полорогие, а вот олень это вовсе не они, не полорогие в смысле.

(Reply to this)


[info]n_xif
2009-06-15 11:37 pm UTC (link)
А морковка же?

Читала, что с Португалией в Евросоюзе коллизия произошла. У них там фирменное морковное варенье есть. А экспортировать его нельзя - в правилах Евросоюза сказано, что варенье должно быть из фруктов. Или ягод.

Хотя, может, это не Евросоюз был, а ВТО.
Но Португалия точно Португалия. По-моему.
Ну уж про морковку - это точно.
Сама люблю это варенье делать.

(Reply to this) (Thread)


[info]test_na_trzvst
2009-06-16 07:48 am UTC (link)
нет у нас фирменного морковного варенья. то есть, в принципе, есть некое, но оно не фирменное и не запрещено к экспорту. у нас фирменное помидорное и тыквенное (обычной тыквы со всякими орехами и тыквы chila прозрачной стеклянистой), и, возможно, айвовый мармелад.

(Reply to this) (Parent)


[info]diksi
2009-06-15 11:40 pm UTC (link)
а на практике у нас бытовала присказка "все птицы - зяблики, все травки - мятлики, все негры - Патрики"
а самая распространенная птица на земле по данным любительских учетов - маленькая серенькая птичка, ну или little brown bird, учитывая, что занимаются ими в основном буржуи

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-16 05:13 am UTC (link)
Вау, у нас птички серенькие, а у буржуев коричневые?!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vidrik, 2009-06-16 08:19 am UTC
(no subject) - [info]caldeye, 2009-06-16 09:40 am UTC
(no subject) - [info]murmele, 2009-06-16 01:30 pm UTC
(no subject) - [info]caldeye, 2009-06-16 03:18 pm UTC
(no subject) - [info]murmele, 2009-06-16 06:25 pm UTC
(no subject) - [info]murmele, 2009-06-16 06:29 pm UTC

[info]liber_polly
2009-06-16 02:00 am UTC (link)
У Ремарка в Трех товарищах Роберт высказывает похожую теорию цветов. Типа, бывают анемоны или цикута. На этом его познания заканчиваются. Патриция потом сожалела, что не остановилась в вопросах на анемонах...

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-16 05:14 am UTC (link)
Эх. А мама ведь поди Ремарка наизусть знает, со студентами регулярно проходит, -- и не рассказала!

(Reply to this) (Parent)


[info]irene_dy
2009-06-16 02:32 am UTC (link)
Какая там ботаника, овощи-фрукты к ботанике отношения не имеют, обычная детскосадовская систематика. Знаете как детей учат? То, что на грядке растет- овощи, то, что на дереве - фрукты. Если же что-то в такую систематику интуитивно не вписывается, то оно - ягода, если мягкое или орех, если твердое. Поэтому помидор-овощ, а арбуз-ягода.

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-16 05:14 am UTC (link)
Класс. Просто-то как... Но ведь получается, что арбуз тогда овощ!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]irene_dy, 2009-06-16 07:58 am UTC
(no subject) - [info]diksi, 2009-06-16 12:16 pm UTC

[info]podshofe
2009-06-16 02:48 am UTC (link)
На самом деле - за что ни возьмись, везде такая же картина. Болезни делятся на галики и колики, животные на диких и домашних. А водка либо пьется, либо нет.

(Reply to this)

о загадочных названиях
[info]_ksa
2009-06-16 04:22 am UTC (link)
в одной компании вся еда, подаваемая закуской к водке, называлась кнедлик. так что, при определённых условиях, суп мог именоваться кнедликом.
а всё потому., что бабушка одного из той компании, увидев вваливающихся в дом вооружённых бутылками друзей внука начинала хлопотать: только не без закуси, сейчас я вам каких-нибудь кнедликов...

(Reply to this) (Thread)

Re: о загадочных названиях
[info]murmele
2009-06-16 05:16 am UTC (link)
В одном знакомом доме фигурирует милое слово "прижорсики" -- в качестве закуски скорее не к водке, а к чаю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: о загадочных названиях - [info]vidrik, 2009-06-16 08:22 am UTC
Re: о загадочных названиях - [info]murmele, 2009-06-16 09:52 am UTC

[info]kvark36
2009-06-16 06:04 am UTC (link)
Все эти рассуждения ягода-фрукт-овощ напомнили мне прекрасное выражение Карлсона о пирогах со взбитыми сливками - "Самое прекрасное в этом пироге это то, что я его ем!"

(Reply to this)


[info]mbw
2009-06-16 06:24 am UTC (link)
Определители - самые увлекательные книги в мире! Тут и лирика, и юмор, и тайна и даже катарсис. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]diksi
2009-06-16 12:14 pm UTC (link)
ага-ага, теза: гриб на вкус горький, антитеза: гриб на вкус смертельно ядовитый

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]caldeye, 2009-06-16 03:25 pm UTC
(no subject) - [info]diksi, 2009-06-16 03:51 pm UTC
(no subject) - [info]caldeye, 2009-06-17 11:56 am UTC

[info]dylanyan
2009-06-16 10:01 am UTC (link)
"Я бы формализовала ее так: овощи на зиму солят, а из фруктов варят варенье."
Боже! Что тогда делать бедному арбузу?!
"Вообще-то считается, что на Русь арбуз попал с началом монголо-татарского ига в XIII веке. И русское название арбуза происходит от слова «харбюза» — огромный огурец. В те стародавние времена арбузы не употребляли в пищу в сыром виде . В «Золотой Орде» их сначала разрезали на дольки, долго вымачивали, потом варили с перцем и острыми пряностями." (отсюда: http://www.teosofia.ru/biologos/viewtopic.php?f=13&t=76)

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-16 01:48 pm UTC (link)
Может, им просто не приходило в голову дать им созреть?..

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]murmele, 2009-06-16 01:50 pm UTC
(no subject) - [info]dylanyan, 2009-06-16 01:52 pm UTC

[info]dammermaid
2009-06-16 01:31 pm UTC (link)
Правильно, арбуз - ягода, огурец - тыквина, а груша - яблоко)

(Reply to this)


[info]pussy_ca_at
2009-06-18 08:38 am UTC (link)
а вокруг миндаля растет абрикос, ну что-то сочное и мягкое? А оно горькое?

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2009-06-19 04:49 pm UTC (link)
Вокруг миндаля растет совершенно недвусмысленный абрикос, только очень тощенький: между пушистой шкуркой и косточкой почти нет мяса. Какой на вкус -- честно, не знаю, я его видела вообще когда миндаль был еще зеленый, не совсем твердый, как зеленый горошек (потрясающе вкусно, кстати), так что и абрикос его был явно незрелый. Но в любом случае не думаю, чтобы вкусный.

(Reply to this) (Parent)


(70 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…