murmele ([info]murmele) wrote,
@ 2008-05-16 09:19:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
о движении
В юности попадались мне пара книжек психолога Леви. Одна -- "Искусство быть другим" -- произвела на меня сильное впечатление и вообще повлияла (особенно потому, что "Искусство быть собой" я прочитать так и не удосужилась), а вторая была про правильный образ жизни, голодание и бег трусцой, и я из нее помню только один пассаж, примерно такой: "Если мышцы были перегружены -- они болят (это называется смехотворным словом крепатура), но потом, на второй или третий день, наступает момент, когда боль сразу, одномоментно прекращается. Это означает, что урок усвоен и тело хочет еще, и если его сразу же, в этот самый момент нагрузить, то вы испытаете ни с чем не сравнимую мышечную радость".
Запомнила я это, видимо, от злости, потому что не верю в мышечную радость, считаю ее придумкой злобных садистов. И не говорите мне, что вы ее испытывали, это не аргумент. Вот я, например, в "жаворонков" не верю, хотя видела их неоднократно (ради точности -- троих за всю жизнь) и даже не далее как в это воскресенье была разбужена в четверть восьмого утра бодрым радостным щебетом: "Позавтракай, пока все горячее, и можешь спать дальше!" И все равно я в жаворонков не верю, в вопросах неверия аргументы типа "своими глазами видела" не канают, а уж чужие свидетельства и подавно.
Но один случай все-таки был.
В 18 лет я работала в таком типичном ВСКТБ "Спецавтоматика", и среди прочей его типичности дважды за полгода -- ездила на субботу в колхоз. Осенью -- собирать морковку, а поздней весной, кажется, полоть лук. Я ничего не помню об этой поездке, совсем, кроме того, что крепатура эта самая имела-таки место. А я еще тогда пела в одном дивном университетском ансамбле, и у нас через пару дней как раз должен быть концерт и последние две репетиции дали в зале, на сцене, с микрофонами, светом и ударником. Там из зала на сцену вели две такие лесенки ступенечек на шесть, и вот я, занятая не во всех номерах, поскуливая, взбиралась на эти ступенечки, чтобы пропеть свою альтовую партию, а потом, тоже поскуливая, сползала обратно -- ждать следующего выхода. Обратно давалось даже хуже, почему-то больнее было вниз.
Потом репетиция кончилась, я сползла с третьего этажа и пошла домой. Был прекрасный вечер поздней весны, переходящей в лето, закатное солнце золотило косыми лучами лужи, оставшиеся от недавнего дождя... Опа! Я ж зонтик забыла! Поставила сохнуть в проходе между рядами и забыла, а зонтик был прекрасный, аутентичный три слона, алый в барвинках, как же можно было его забыть! Я тут же развернулась (а отошли мы метров на 200) и побежала обратно. Бежать надо было быстро, чтобы университет не успели запереть на ночь. Бегу я, значит, разбрызгивая лужи, как чокнутая Фрэзи Грант, и внезапно понимаю, что бежать мне -- в кайф. Чистейшая мышечная радость. Просто вот бежала бы и бежала, универ пробежала бы насквозь и так бы и помчалась по прямой, прямо по воздуху -- над косогором "частного сектора", над водохранилищем, как в рекламе "найк"... Однако я дисциплинированно затормозила у стеклянной двери, где вахтер как раз возился с ключами, уговорила его, птицей взлетела на третий этаж, забрала зонтик и спокойно, с чувством собственного достоинства, пошла домой.
Концерт прошел нормально, из ВСКТБ я уволилась и сельским хозяйством не занималась больше ни разу в жизни, да и спортом не так чтоб часто, и мое неверие в мышечную радость оставалось в дальнейшем непоколебленным.


(Post a new comment)


[info]shefsus
2008-05-16 07:01 am UTC (link)
ага. искусство быть другим - тож моя любимая книжка юности :)
это наверное была первая книга о чем то "тайном" :))

(Reply to this)


[info]kizune
2008-05-16 07:41 am UTC (link)
Я оба "искусства" у Леви прочла в юности, но убей меня бог, если хоть что-то помню, кроме упражнения "поросёнок на кактусе".
Что же касается мышечной радости... Жиры от движения умеют только скорбеть. И даже если (гипотетически) мне довести себя до состояния, когда мышцы примутся радоваться, хилый их голосок всё равно потонет в хоре громко стенающих жиров...

(Reply to this) (Thread)


[info]pussy_ca_at
2008-05-16 10:06 am UTC (link)
+1000!

(Reply to this) (Parent)


[info]friend_horatio
2008-05-16 12:24 pm UTC (link)
уговариваешь себя?
а ведь все возможно.
я же сделала.
а побочных эффектов сколько по дороге попалось.
пообочных эффектов :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kizune
2008-05-16 01:03 pm UTC (link)
Я ни в чём себя не уговариваю, а просто констатирую факт.
Уговаривать мне себя стоит совсем по другому поводу...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]friend_horatio
2008-05-16 01:48 pm UTC (link)
а чего жиры жалеть? они от скорби сбегают.
а мышцам нужно привыкнуть к радости. и они отблагодарят за нее сполна.

(Reply to this) (Parent)


[info]black_mammi
2008-05-16 08:24 am UTC (link)
Ой, как согласная! не верю в мышечную радость. В жаворонков верю, так как папа был оным. А брата мы с мамой переделали , но ему на пользу явно не пошло. Я - сова -разсовище. Но радотсь от бега помню. Толкьо у меян эхто была не мышечная радость - а радость полета. Когда я сама не бегала, а летела на санках или меня на велосипеде куда-то - тоже самое приятное ощущение. В деттсве обожала помчаться далеко -далеко. Но в мышечную радость не верю! Мне один хороший, но наивный человек постоянно говорит - "а ты попробуй отдыхать в тренажерном зале." Мол, она отдыхает там и это так здорово -- уставшие мускулы, или марш-бросок на велосипеде на 30 км Ага. Отдыхать. Значит я по Москве набегаюсь по ученикам - , метро, автобус - вибрационный принудительный массаж на полусогнутых ногах - , с покачиваниями туда-сюда,марш-бросок сделаю по рынку, постираю - убирусь - и еще в тренажерный зал..ага..отдыхать.... Врут они все. У меня когда не было стиральной машинки - и я стирала по выходным по пять часов - ну никакой радости не наступрало. Радость наступала - когда я выпивала таблетку дихлофенака и спину отпускало с рукми и ногами... Вот это такая была радость! Или наконец сесть куда-то - вот радость! Еще лучще лечь! И не вставать в 7 -8 утра, а вставать в 9-11. Вот это чистая - ничем незамутненная мышечная радость - когда родные внутренние мышки своего тела не напрягаются, не дергаются - а растягиваются рядом с любиммым котом

(Reply to this) (Thread)


[info]friend_horatio
2008-05-16 02:12 pm UTC (link)
стирать просто скучно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Это точно
[info]black_mammi
2008-05-17 07:59 am UTC (link)
И скучно и больно! Ужасно больно. Знаете, как спина болит, когда в нагибку над тазиком пять часов! А как суставы выворачивает - ужас. Я после воскресной стирки спасалась обезболивающим и артрохвоей ( это такая волшебная мазюка для суставова и при мышечных болях) только. Я, когда читаю, что женщина работала прачкой сразу содрагаюсь. Тот кто изобрел стиральные машинки - святой, не помню, как это мужика звали. И скучно ужасно, так как книжка, пристроенная на полочке - может упасть, радио слушать, когда больно - неохота.... Во-общем - стиральные машикни - Уря-АААА! Ручной рабский труд - НЕЕЕЕТ!

(Reply to this) (Parent)


[info]friend_horatio
2008-05-16 12:21 pm UTC (link)
а на этот кайф подсаживаешься со временем, как и на любой другой.

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2008-05-16 03:46 pm UTC (link)
Во-во. Табак, к примеру: от первой сигареты блюешь, а через пару месяцев без них уже не можешь...

(Reply to this) (Parent)


[info]shamlo
2008-05-16 01:47 pm UTC (link)
На самом деле, это все неправда. В той части, что "мышечная радость" наступает только тогда, когда нагружаешь мышцы в момент прекращения этой самой крепатуры. Как раз, наоборот, радость ощущается при мышечной нагрузке во время крепатуры. Система работает примерно так. Организм изначально предполагает, что хозяин не будет без особой нужды нагружать и без того больные мышцы. И если нагрузка на мышцы все-таки происходит, то организм считает, что для этого есть очень важная причина, и что отрубиться сейчас из-за болевого шока - это не самый лучший выход из ситуации. Поэтому он вбрасывает в кровь эндорфин - много и сразу. Смысл в том, чтобы предотвратить болевой шок, который без этого эндорфина произошел бы автоматически. Больше нагрузка - больше эндорфина. А чем ближе конец крепатуры (т.е. лучше чувствуют себя мышцы), тем больше эндорфина остается для ощущения "радости". Таким образом, ощутить эту "радость" можно в любое время крепатуры. Нужно дать такую нагрузку, чтобы эндорфина выделилось больше, чем нужно для глушения боли в мышцах. Но при этом надо четко понимать, что пусть боль и не ощущается, но причина для неё есть - мышцам очень фигово. Многие мышечные клетки при этом умирают. Конечно, со временем все восстановится, но нагрузка на больные мышцы ситуацию однозначно ухудшает, а не улучшает.

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2008-05-16 03:45 pm UTC (link)
Ну-ну. В общем-то совершенно то же самое говорят мазохисты на тему "почему они ловят кайф".

(Reply to this) (Parent)


[info]murdalak
2008-05-21 10:24 am UTC (link)
Ну насчёт шока, имхо, вы сиииильно загнули... Болевой шок - это немножечко другое...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shamlo
2008-05-21 10:29 am UTC (link)
Ну не важно... я в деталях не особо секу.

(Reply to this) (Parent)


[info]murdalak
2008-05-21 10:30 am UTC (link)
Да, насчёт того, что нагрузка на больные мышцы ухудшает ситуацию - тоже. ЕМНИП боль в мышцах происходит из-за молочной кислоты, которая образуется от недостатка в мышце кислорода в момент большой нагрузки. И потом пока молочная кислота не выработается, мышца болит. А чтобы она выработалась побыстрее, надо дать нагрузку, не обязательно большую.
Впрочем, я не доктор, это сведения из области "общей эрудиции".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shamlo
2008-05-21 10:44 am UTC (link)
Нет, нифига. Эта боль не от молочной кислоты, а от травмы мышечных клеток. Та боль, которая бывает от молочной кислоты, вырабатываемой во время анаэробной нагрузки, очень быстро проходит. Два часа - максимум. И то это надо очень сурово анаэробно напрячься, чтобы молочная кислота потом целых два часа не могла полностью утилизироваться. При обычной анаэробной нагрузке, когда никакие внешние обстоятельства не заставляют напрягаться через боль, молочная кислота исчезает минут через десять. А когда уже тренированные качки качаются, они вообще перерыв между подходами делают не больше 2 минут. У них вся кислота уходит за 2 минуты, и если отдыхать дольше, то никакой тренировки не будет, а просто вымотаешься зря.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]murdalak
2008-05-21 10:48 am UTC (link)
Ой как интересно! То есть получается, что чтобы мышцы накачивались, в процессе отдыхать нельзя? Вот ехал-ехал, скажем, на велосипеде, а потом сделал привал - и всё насмарку?
Хм, а ведь идти подряд без привалов легче, чем идти с привалами, проверено...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shamlo
2008-05-21 11:09 am UTC (link)
Езда на велосипеде, ходьба пешком и даже бег трусцой - это все аэробная нагрузка. При ней энергия добывается организмом вообще без выделения молочной кислоты с помощью кислорода в реальном времени. Мышщы при такой нагрузке вообще не качаются. Ну т.е. не растут в объеме. Они лишь тренируются более эффективно использовать кислород, содержащийся в крови. Чтобы был рост объема, нужно заставлять мышцы работать анаэробно. Т.е. настолько интенсивно, что вдыхаемого кислорода заведомо не хватит. При этом они переключаются в особый режим, в котором энергия берется из специальных внутриклеточных запасов. Кислород при этом вообще не нужен, но есть две проблемы: 1) сделанные заранее запасы очень конечны и 2) в этом режиме выделяется молочная кислота, которую потом надо утилизировать. Собственно, увеличение мышц происходит как раз для того, чтобы в них можно было бы сделать побольше запасов, и одновременно для того, чтобы потом можно было побольше вместить молочной кислоты.

(Reply to this) (Parent)


[info]rbcf
2008-05-16 03:28 pm UTC (link)
А вот кто бы мне обьяснил такой парадокс.
Кругом, куда ни плюнь - сплошные совы. Или, как минимум, "неопределенные", но тоже поспать любят. Чистые жаворонки попадаются так редко, что в них действительно, приходится только верить.
И тем не менее, работа у большинства из нас с 8:00 - 9:00. А бывает и раньше.
Это что, происки мировой закулисы???

(Reply to this) (Thread)


[info]murmele
2008-05-16 03:48 pm UTC (link)
Самой любопытно. Вероятно, это какие-то пережитки времен натурального хозяйства, когда летом в поле надо было работать в течение всего светового дня, а в остальные месяцы все равно делать было нечего...

(Reply to this) (Parent)


[info]black_mammi
2008-05-17 08:02 am UTC (link)
Сволочи, издеваются над нами, совами. Но жаворонки есть. Бррр...встают себе в 5-6 -7 утра, а в девять-десять вечера отрубаются . Но я тожн никогда не понимала, почему, нельзя работать позже и всегда по возможности стараюсь работтаь во второй половине дня, когда соображалка лучше )))

(Reply to this) (Parent)


[info]mbw
2008-05-17 06:43 pm UTC (link)
Это экономия. Чтоб свечку зря не жечь.

(Reply to this) (Parent)


[info]murdalak
2008-05-21 10:37 am UTC (link)
Есть ответ, который кажется мне универсальным, на вопрос "Как научиться рано вставать?". Нужно искренне хотеть попасть туда, куда собираешься сегодня попасть. А если не встаётся, всё обрыдло и больше всего хочется лечь и помереть - значит, не больно-то вам туда и надо. Вот как дети на рыбалку встают - вот так и надо всю жизнь :)
Жаворонок - это вообще нормальное состояние человеческого организма, здорового, активного и радующегося предстоящему дню. А сова получается оттого, что настолько не хочется глядеть на этот грёбаный мир, что лучше ещё хоть минуточку полежать с закрытыми глазами...
Сама я, разумеется, неисправимая сова и на работе раньше двух бываю редко.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…