murmele (murmele) wrote,
murmele
murmele

о круге пения

В любимом сообществе chto_chitat, на которое я подсела всего-то полгода назад и не нарадуюсь (больше конечно лулзам, чем действительно полезным наводкам), подцепила ссылку на книжку про попаданцев -- сразу говорю, это плохая книжка. Это очень плохая книжка. Это почти эталонно плохая книжка, настолько, что прочла я ее не без удовольствия, мерзко хихикая и потирая руки, и даже, как это у меня часто бывает с эталонно плохими книжками, прицепилась к одной детали и крепенько задумалась. Деталь впрочем сюжетообразующая, причем, что совсем уж интересно, используемая как минимум в еще одной книге того же поля.

Итак, представьте себе (это к делу не относится, просто очень хочется рассказать) самого что ни на есть рядового и обычного нашего современника, мужчину в самом расцвете лет, то есть 1962-го кажется года рождения. Был он воспитан любимой Советской родиной в духе всех положенных пионеру и комсомольцу идеалов, то есть не обучен грабить, убивать, предавать, впрочем, как вы и я, и в результате к 35 годам -- к концу 90-х -- достиг всего лишь поста начальника главка и заработал какие-то жалкие два миллиона евро, не считая разумеется элитной недвижимости в Москве, Питере и вокруг. Но тут, после смерти единственной любимой женщины, то есть мамочки, ему все надоело, он все бросил и отправился путешествовать. Объездил весь мир, выучил все языки из уст своих юных любовниц, овладел всеми боевыми искусствами из рук их мускулистых братьев, когда деньги кончились -- вернулся и сколотил еще одно состояние, заработав на этом орден "За заслуги перед Отечеством"... Но грызла, грызла его, как каждого из нас, мысль о том, что ничего он не добился, просрал свою жизнь зазря, не смял границ, не сломал плотин, а главное -- не спас любимую Советскую родину. И вот в одно прекрасное утро просыпается он, худенький, но крепкий благодаря нормам ГТО пионер, у себя на продавленном диванчике в любимой квартире своего детства, под запах неподражаемых маминых сырников, в самом что ни на есть 1976-м кажется году (может быть, годом раньше или позже), а рядом с ним лежит его айфон, воткнутый в зарядку. И, что характерно, показывает отличную быструю сеть с выходом в гугл. Дальше сюжет понятен: полчаса на свыкнуться с мыслью -- и вперед, перекраивать мир по своему вкусу, то есть извините ПРАВИЛЬНО, а для начала разбогатеть и обзавестись влиянием. В четырнадцать мальчишеских лет. И еше потрахаться бы неплохо, да.

И вот я, понимаете, как-то привыкла к мысли, что пришельцы из будущего обычно разбогатевают, выигрывая на скачках или заключая пари. В спортлото еще можно играть и клады отыскивать. Ну хорошо, скачки в Ленинграде 1976-го, возможно, были не очень хорошей идеей. Почему было отвергнуто спортлото -- я даже и не помню, кажется потому, что один выигрыш (да еще разделенный с кем-то, кто его "на самом деле" выиграл в начальной ветке истории) показался герою слишком незначительным, а выигрывать несколько раз подряд означает нарываться. Клад? Да, клад он откопал, точнее украл у владельца (но владелец был незаконный! Откуда в Советском Союзе законные миллионы, а тем более целый оружейный арсенал!), да еще и дачу, где клад был спрятан, спалил дотла, так вот его хорошо воспитывали. Но это все были мелочи, к тому же не дающие подлинных рычагов влияния. И вот герой -- и этой книги, которую я пересказываю, и как минимум еще одной, другого автора, -- решил воровать из будущего... песни. Великие хиты и шлягеры. Выдавать их за свои, получать авторские отчисления, благо в Советском Союзе действительно с этим было строго, прославляться, входить в доверие к сильным мира сего и (поскольку ограничиваться отечественными хитами и шлягерами он не собирался) повышать престиж родной страны за рубежом.

И вот тут случился со мной, граждане, ступор.

Песни, которые он стал продвигать и продвинул в течение первой книги, были следующие. "Маленькая страна" (в роли Наташи Королевой -- Людмила Сенчина) и "На теплоходе музыка играет (тоже Сенчина, не помню вместо кого), "Карусель" (в роли Любови Успенской -- Эдита Пьеха) и губинская "Лиза, не улятай", которую исполнял сам 14-летний главгерой. И еще патриотическое что-то, про милицию. Патриотическое -- это обязательно, ведь, в сущности, всё, что он затевает, продиктовано исключительно патриотизмом! Потом еще хиты группы "ВИА-гра" планировались, в исполнении ее аналога -- голо... э-э... систые блондинка, брюнетка и рыжая, которые чисто случайно обнаружились в ближайшем окружении главгероя.

Но в этой прочитанной мною книге герой, кроме айфона (который разумеется приходилось прятать), наделен был еще музыкальным слухом и умением воспроизвести мелодию и объяснить необходимую аранжировку. А в другой книге, которую я не читала, но где был точно такой же попаданец с айфоном -- нет бы андроид! -- и интернетом, дело вообще ограничивалось текст-онли. Поэт-песенник, и всё тут.

И вот сдается мне -- да стопроцентно я просто уверена! -- что затея разбогатеть и прославиться таким образом обречена на неудачу, что знаменитые, из каждого утюга звучащие песни -- продукт не столько поэтического и даже музыкального, аранжировочного и вокального гения как такового, и не продукт в общем-то раскрутки -- насильственно раскрученное держится недолго и забывается с облегчением и навсегда, -- а главным образом продукт своевременности, что песни "выстреливают" не потому что хороши само по себе, а потому что нужны вот именно сейчас, и поэтому подсовывать их раньше времени просто-напросто бессмысленно, пройдут незамеченными. Что жалобно-эскапистская "Маленькая страна" нафиг не нужна была даже самым мечтательным комсомолкам, а "ВИА-гра" попросту шокирует, покажется оскорбительно-непристойной не только комсомолкам, но и комсомольцам, не говоря уже о взрослых членах партии.

Но как доказать этот тезис, я не представляю. Может быть, у кого-нибудь есть идеи?

(Рассказывать мне, насколько глупо опровергать выдумку автора плохой книги, не нужно. Я сама это отлично знаю. Но почему не поразвлечься-то.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 131 comments