murmele (murmele) wrote,
murmele
murmele

о красоте и правде

Получаю нынче личное сообщение от подруги:

"Текст на тему, что одни люди требуют, чтобы искусство украшало действительность, потому что в жизни и так полно говна, а другие люди требуют, чтобы искусство реально отражало жизнь со всем ее говном, и при этом и те и другие едины в том, что жизнь -- говно, -- твой?"

А я не помню, мой или не мой. Могла, да. Но и многие-многие другие могли, мысль-то в сущности достаточно очевидная.

Топ-блоггер mi3ch нынче пишет: "Неправильно будет объяснять народную любовь к Шилову, Глазунову, Стасу Михайлову, Ваенге и пр. каким-то особым отечественным менталитетом. Неспособность на даже незначительное ментальное усилие, любовь к внешней «красивости» – это норма, а не исключение". А дальше идет краткая биографическая справка о художнике Томасе Кинкейде и подборка его картинок, которые я полистала, как всегда, с удовольствием.

Мне, честно говоря, в жизни в голову не приходило, что кто-нибудь, каким бы остервенелым "западником" бы он ни был, может счесть любовь к нарядному, приятному для глаза и уха, не нагруженному никакими сверхзадачами, пушистенькому как котятки -- отечественным менталитетом. Еще скажите -- свойственным нашему времени, еще скажите поименно, кто виноват... Сам же пишет -- норма, а не исключение. НОРМА. При этом, разумеется, быть представителем этой самой нормы никому (из здесь собравшихся) не хочется, никто не признается, что любит сделанное специально, чтобы его любили. Искусство, представляющее собою товар народного потребления, эргономически рассчитанное так, чтобы нравиться, быть любимым. Что вы, как можно. Любить надо только раздражающее, царапающее, требующее ментального усилия -- желательно по преодолению тошноты.

Интересно, что культ Заставляющего Задуматься в противовес Симпатичному претерпевает занятные изменения со временем. То есть, я хотела сказать, культ остается где был -- меняются типичные примеры, на которых нас учат ему следовать. Пройдет каких-нибудь двадцать лет, и новые эстеты будут изображать блевотные позывы при звуках новых песен, приводя в пример осмысленности и благозвучия Стаса Михайлова. Бабушкин комод, выброшенный на помойку и простоявший на ней под снегом и дождем лет десять, превращается из рухляди в бесценный предмет антиквариата.

Хотя, конечно, и тут есть объяснение. Общий уровень искусства непрерывно и неуклонно понижается, и Стас Михайлов в тысячу раз лучше того, что придет ему на смену, хотя Ободзинский был в тысячу раз лучше него, Козин -- в тысячу раз лучше Ободзинского, а если идти дальше в глубь веков, то и звписей не осталось -- одни свидетельства очевидцев, в принципе неопровержимые.

На этой оптимистической ноте я удаляюсь спать, а вам -- доброго утра.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →