murmele (murmele) wrote,
murmele
murmele

о тделил свет от тьмы

Веду растительный образ жизни, читаю Лукьяненко -- те Дозоры, которые не прочла раньше.

Мне тут, кстати, сказали в полушутку: ты зачем его читаешь, он же фу! Почему, говорю, фу? Ну как же, он же высказывается о том-то и о том-то не в том духе, как это принято у нас, людей с хорошими лицами!.. А пофиг, отвечаю. Я, говорю, с ним не знакома и не дружна, кофе с ним не пью, о политике не разговариваю, здоровьем тещи не интересуюсь. Для меня, говорю, писатель это не честь и совесть и не зеркало, а такая служебная функция, производитель продукта: он пишет книжки, чтобы я их читала. Я их читаю, мне... ну, скажем так, забавно. Не будет забавно -- не буду читать. Аналогичным образом мне совершенно все равно, что думает о жизни, Вселенной и всем остальном, моя маникюрша, пока она хорошая маникюрша и не ездит мне по ушам во время работы чересчур активно. Лукьяненко-то по ушам, конечно, ездит, но в специально отведенных местах, например в своем жж; так тут со стопроцентной точностью работает древний анекдот "а не ходи в наш садик, нехороший". Это очень некрасивая, эгоистичная позиция, я понимаю; ну что поделать, я Тёмная.

Между прочим, дело ж не в том, что я презираю всех писателей или там маникюрш. Это абсолютная неправда. Я просто считаю, что их личные дела -- это их личное дело. Если я дружу с каким-то конкретным писателем, или какой-то конкретной маникюршей, или каким-то конкретным... кем? -- ну пусть сисадмином, то интересны они мне сами по себе, как Вася, Таня и Петя, а не как представители неких профессиональных множеств. Более того, я очень легко допускаю ситуацию, что мой друг Вася мог бы быть очень хорошим человеком, но (к примеру) маникюршей при этом плохой, и я бы знала об этом и не доверяла ему свои ногти, но на мое мнение о Васе это знание почти бы и не влияло. Почти. Потому что реально хороших профессионалов я при прочих равных уважаю больше, чем самовлюбленных пинателей балды. Но это я отвлеклась, хотела-то о другом.

Лукьяненко, как всем вероятно известно, писатель детский. Для среднего и старшего школьного возраста, как писали раньше на всех произведениях в жанре фантастики. В первую очередь, это известно ему самому, и в отличие от взрослых писателей "легкого" жанра, чье дело -- развлекать, Лукьяненко еще и воспитывает. Он считает важным донести до читателя свою мысль во что бы то ни стало, в целости и сохранности, чтобы читатель ее понял, осознал, запомнил, не забыл никогда и последовательно применял бы в течение всей дальнейшей жизни. Дозоры, я полагаю, вышли, как из гоголевской "Шинели", из считалочки Пелевина про силу ночи, силу дня. Взрослый писатель Пелевин один раз сказал, и все запомнили (правда, с тех пор уже, наверное, и забыли), а детский писатель Лукьяненко повторяет раз, и другой, и третий, потом поясняет на примерах, потом разбирает похожие и пограничные случаи, потом опять поясняет на примерах, потом спохватывается -- а самое главное-то забыл! -- и повторяет еще раз десять. Так что не усвоить невозможно: Светлые и Тёмные ничем не отличаются друг от друга, ВООБЩЕ ничем. Оба хуже.

И вот при таком раскладе мне очень интересно все-таки понять, на основании чего Светлые ненавидят Тёмных, а Тёмные ненавидят Светлых. Нет, я конечно могу сказать себе, что это такое же непреодолимое, эпическое разногласие, как между болельщиками "Спартака" и "Зенита" -- я своими глазами видела, как едва не подрались двое приятелей, а если бы я спросила, из-за чего, вот на пальцах мне объясните, из-за чего, мне же интересно! -- так накостыляли бы с двух сторон уже мне. Это очень возможная версия, да. Но неинтересная, потому что ничего (лично для меня) не объясняющая.

Я, по большому счету, помню только одно бросающееся в глаза различие между Светлыми и Темными на весь прочитанный мною массив текста. Он касается плохой девочки и хорошего мальчика, которых обоих отправили в Артек -- после тяжелой травмы откармливаться эмоциями отдыхающих пионеров. И девочка питалась дурными эмоциями, насылала на детей кошмары, с этим все понятно; а мальчик -- хорошими, он делал так, что дети становились менее счастливы. Не несчастны, нет, -- просто не настолько счастливы, как могли бы.

По мне, мальчик и в самом деле причинял меньшее зло, чем девочка. Но я могу и ошибаться, ведь я -- Тёмная.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →