murmele (murmele) wrote,
murmele
murmele

об уроках литературы

Мне говорят, что женщины не должны бы интересоваться детективами, потому что ведь что такое детектив? -- кровь, грязь, низость, пошлая изнанка жизни, а женщины нежные создания, им этого не подобает. Ну хорошо. А что подобает читать женщинам? Видимо, женские романы, да? Окей, я за свою жизнь прочла не так много женских романов (которые бы одновременно не были детективами, для чистоты эксперимента), но сколько-то ведь все-таки прочла, и что же я из них вынесла?

Ну вот например "Анжелика", едва ли не единственный чистый образец жанра, бывший доступным во времена моего детства и тогда же мною и прочитанный. Главгероиня -- запущенная, дурно воспитанная девчонка, нелюбимая родителями, водится с какой-то шантрапой, к которой приличных детей на пушечный выстрел подпускать нельзя. В самом нежном девичьем возрасте обедневшие, равнодушные родители, несмотря на все ее протесты, выдают ее замуж "в деревню большую, в деревню чужую" -- на другой конец страны, за старого страшного калеку. Прониклись? Ладно, пошли дальше. Внезапно, хотя и далеко не сразу, оказывается, что всё к лучшему: старый оказывается взрослым и мудрым, страшный -- красавцем (если смотреть в правильном ракурсе), калека -- великим народным умельцем с харизмой в десять дюймов. Ура. И что же? Не успели мы выдохнуть и перевести дух, как за мужем приезжает хлебный фургон и отвозит на Лубянку, и бедной беременной девочке приходится пройти сквозь чудовищные муки и унижения в попытках его спасти, но тщетно -- его сжигают на костре прямо у нее на глазах. Конец первой книги. Дальше я не читала, но конспективно представляю, что и дальше всё идет в том же духе: ужас-ужас-ужас -- у главного источника ужаса обнаруживается харизма, ура! -- но тут наступает новый ужас-ужас-ужас, и так не то одиннадцать, не то тринадцать книг подряд, подзабыла уже. В последней даже обнаруживается самый первый муж, который оказывается не сгорел и все эти годы с интересом следил за ее судьбой, и они наконец воссоединяются, вот радость-то.

Ладно, возьмем пример посовременнее: "50 оттенков серого", я про них много писала года полтора тому назад. Вы думаете, это про любовь? Хрен вам, ЭТО не любовь, это сплошной садомазохизм. И я говорю вовсе не о тех мгновениях, когда герой завязывает героине глаза шелковым галстуком от Эрме, чтобы довести ее до экстаза своей харизмой. Я о другом: о том, что героиня выросла с инфантильной, слабой на передок матерью и затем с эмоционально холодным отчимом и любые, даже внегендерные проявления симпатии к себе трактует либо как ошибку, либо как изощренное издевательство; а герой и вовсе в возрасте пяти лет провел неделю взаперти с телом убитой матери, с тех же пор сплошь покрыт шрамами от сигаретных ожогов и способен к нормальным человеческим отношениям настолько, что прикасаться к любимой женщине предпочитает посредством кнута, и уж во всяком случае предварительно ее обездвижив. И даже когда эти двое моральных инвалидов все-таки, чисто авторским произволом, ухитряются договориться между собой и исчерпать возможности сюжета, -- тогда в дело немедленно вмешиваются то ревнивая сумасшедшая анорексичка с пистолетом наперевес, а то и вовсе маньяк-похититель. Но в конце концов наступает безусловный хеппи-энд, "судьба настигает Ханнелоре, но в последней главе неизменно торжествует добро", как было написано в совсем другой грустной книжке, так что можно, в сущности, не волноваться: ведь хеппи-энд это главный жанрообразующий признак женского чтива.

Итак, чему нас учат детективы? Что как бы ни была загадочна загадка, ее всегда можно разгадать. А чему нас учат женские романы? Что у того, кто сначала предстаёт главным злодеем, в конце концов окажется самая длинная харизма, и что какой бы овцой ты ни была -- кончится все не просто хорошо, а за-меч-та-тель-но!

Ну и какой жанр чище, опрятнее и полезнее для жизни?..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments