murmele (murmele) wrote,
murmele
murmele

о гендерном

Есть такой научно-фантастический роман Айзека Азимова "Сами боги". Действие его происходит параллельно в двух Вселенных, в которых действуют, буквально, разные физические законы -- и это позволяет получать энергию буквально из ничего, просто пересылая кусочки вещества оттуда сюда и обратно. Одна Вселенная наша, конкретно планета Земля какого-то не слишком далекого будущего, в котором техника слегка прогрессировала, но в головах всё устроено примерно как у нас: косность и упрямство, препятствующие внедрению нового, потом снова косность и упрямство, препятствующие внедрению еще более нового, вечная нехватка ресурсов, в чем бы они ни заключались -- элементарно жратва, место и электричество или любовь хорошенькой и смышленой девушки... А вторая Вселенная не наша, и планета не наша, хотя и находится, видимо, в том же месте, где Земля (только как-то "за углом", в каком-то другом измерении), и население на этой планете не наше. С общественной жизнью в целом у них там явно погармоничнее все обстоит, чем у нас, ну или автор об этом просто не пишет, зато подробно рассказывает о биологическом и социальном устройстве того параллельного человечества, и есть там одна деталь, которая страшно меня интригует. Просто-таки вот в плане "что в детстве Айзека Азимова так на него повлияло, что он придумал именно так, а не иначе".

Вот смотрите. В том мире разумная раса делится на три пола, а не на два, причем очень сильно различающихся и физически, и психологически. Гораздо сильнее нас. У нас мальчики и девочки выполняют разные функции по отношению к непосредственно зачатию и вынашиванию, ну и кое-какие физиологические различия конечно есть даже вне периода размножения, -- но в принципе-то в последние, скажем, сто лет разница невелика и всё уменьшается и обусловлена, согласно последним воззрениям, скорее, воспитанием; в их обществе эти различия, наоборот, культивируют, но совершенно не факт, что их в принципе можно сгладить. У каждого из трех полов совершенно четкие функции в процессе воспроизводства и стиль жизни тоже совершенно разный. Ячейка общества состоит из трех особей, за время совместной жизни рождает троих (не больше и не меньше) детей, по одному каждого пола, в заданном порядке, а затем... "переходит", сливается в единую личность, уже вообще бесполую, которая проживает остаток жизни, не отвлекаясь на баловство.

Итак, три пола.

Левый, он же рационал. С самого раннего детства учится, постигает точные науки, затем переходит к самостоятельной научно-технической деятельности. Смысл его существования -- познание. Референтная группа -- коллеги. Именно он принимает решение, что пора "перейти", и образует ядро взрослой личности. В процессе совокупления дает будущему ребенку генетическую информацию, на чем его непосредственное участие и заканчивается, хотя своих партнеров он любит и заботится о них, и детей тоже любит, особенно старшенького, тоже рационала. То есть это совершенно обычный такой мужчина в самом что ни на есть ортодоксальном понимании мужской социальной роли.

Серединка, она же эмоциональ. Не учится вообще ничему, всё нужное постигает инстинктивно или от родителей, а чуть подросши -- в бесконечных разговорах с другими эмоционалями. Собственно, ничем, кроме лежания на солнышке (питаются они напрямую, светом) и болтовни, не занимается. Референтная группа -- подруги. Эмоционали красивы, изящны, переливаются всеми цветами радуги, кокетливы и безмозглы; словом, настоящие женщины. Во время совокупления эмоциональ предоставляет необходимую энергию, а также, собственно, обеспечивает удовольствие от процесса. Участвует ли она генетическим материалом -- вопрос спорный.

Правый, он же пестун. Перенимает опыт родителя-пестуна. Ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, мотивирует рационала и эмоциональ, чтобы выполняли свои обязанности в семье. Интеллектуальные способности по части всяких абстракций низкие. Референтная группа -- семья. Биологическая роль пестуна не исчерпывается кратким моментом экстаза, ему предстоит вынашивание и собственно рождение детей, поэтому его связь с детьми наиболее сильна, хотя сильнее всего, конечно, с младшим -- маленьким пестуном, которому нужно передать накопленную мудрость.

Так вот, я вас спрашиваю. Почему автор -- а это таки именно автор, а не переводчик, я не поленилась проверить, -- употребляет по отношению к пестунам местоимение "он"?..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments