murmele (murmele) wrote,
murmele
murmele

о гендерном

Есть такой научно-фантастический роман Айзека Азимова "Сами боги". Действие его происходит параллельно в двух Вселенных, в которых действуют, буквально, разные физические законы -- и это позволяет получать энергию буквально из ничего, просто пересылая кусочки вещества оттуда сюда и обратно. Одна Вселенная наша, конкретно планета Земля какого-то не слишком далекого будущего, в котором техника слегка прогрессировала, но в головах всё устроено примерно как у нас: косность и упрямство, препятствующие внедрению нового, потом снова косность и упрямство, препятствующие внедрению еще более нового, вечная нехватка ресурсов, в чем бы они ни заключались -- элементарно жратва, место и электричество или любовь хорошенькой и смышленой девушки... А вторая Вселенная не наша, и планета не наша, хотя и находится, видимо, в том же месте, где Земля (только как-то "за углом", в каком-то другом измерении), и население на этой планете не наше. С общественной жизнью в целом у них там явно погармоничнее все обстоит, чем у нас, ну или автор об этом просто не пишет, зато подробно рассказывает о биологическом и социальном устройстве того параллельного человечества, и есть там одна деталь, которая страшно меня интригует. Просто-таки вот в плане "что в детстве Айзека Азимова так на него повлияло, что он придумал именно так, а не иначе".

Вот смотрите. В том мире разумная раса делится на три пола, а не на два, причем очень сильно различающихся и физически, и психологически. Гораздо сильнее нас. У нас мальчики и девочки выполняют разные функции по отношению к непосредственно зачатию и вынашиванию, ну и кое-какие физиологические различия конечно есть даже вне периода размножения, -- но в принципе-то в последние, скажем, сто лет разница невелика и всё уменьшается и обусловлена, согласно последним воззрениям, скорее, воспитанием; в их обществе эти различия, наоборот, культивируют, но совершенно не факт, что их в принципе можно сгладить. У каждого из трех полов совершенно четкие функции в процессе воспроизводства и стиль жизни тоже совершенно разный. Ячейка общества состоит из трех особей, за время совместной жизни рождает троих (не больше и не меньше) детей, по одному каждого пола, в заданном порядке, а затем... "переходит", сливается в единую личность, уже вообще бесполую, которая проживает остаток жизни, не отвлекаясь на баловство.

Итак, три пола.

Левый, он же рационал. С самого раннего детства учится, постигает точные науки, затем переходит к самостоятельной научно-технической деятельности. Смысл его существования -- познание. Референтная группа -- коллеги. Именно он принимает решение, что пора "перейти", и образует ядро взрослой личности. В процессе совокупления дает будущему ребенку генетическую информацию, на чем его непосредственное участие и заканчивается, хотя своих партнеров он любит и заботится о них, и детей тоже любит, особенно старшенького, тоже рационала. То есть это совершенно обычный такой мужчина в самом что ни на есть ортодоксальном понимании мужской социальной роли.

Серединка, она же эмоциональ. Не учится вообще ничему, всё нужное постигает инстинктивно или от родителей, а чуть подросши -- в бесконечных разговорах с другими эмоционалями. Собственно, ничем, кроме лежания на солнышке (питаются они напрямую, светом) и болтовни, не занимается. Референтная группа -- подруги. Эмоционали красивы, изящны, переливаются всеми цветами радуги, кокетливы и безмозглы; словом, настоящие женщины. Во время совокупления эмоциональ предоставляет необходимую энергию, а также, собственно, обеспечивает удовольствие от процесса. Участвует ли она генетическим материалом -- вопрос спорный.

Правый, он же пестун. Перенимает опыт родителя-пестуна. Ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, мотивирует рационала и эмоциональ, чтобы выполняли свои обязанности в семье. Интеллектуальные способности по части всяких абстракций низкие. Референтная группа -- семья. Биологическая роль пестуна не исчерпывается кратким моментом экстаза, ему предстоит вынашивание и собственно рождение детей, поэтому его связь с детьми наиболее сильна, хотя сильнее всего, конечно, с младшим -- маленьким пестуном, которому нужно передать накопленную мудрость.

Так вот, я вас спрашиваю. Почему автор -- а это таки именно автор, а не переводчик, я не поленилась проверить, -- употребляет по отношению к пестунам местоимение "он"?..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments